
Ответственные:
Заместитель
директора по учебно-производственной работе
Жуков Игорь
Васильевич, 93-67-12;
Заместитель
директора по учебно-воспитательной работе
Карчевская
Елена Александровна, 90-47-57;
Специальности
для абитуриентов из числа лиц с ОПФР:
08
СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ, РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО И ВЕТЕРИНАРИЯ
3-01-0811-02
Овощеводство, садоводство и пчеловодство
3-01-0811-02-01
Овощевод
3-01-0821-01
Благоустройство территорий
3-01-0821-01-03
Цветовод 3 р
Особенности обучения учащихся из числа лиц с ОПФР
в УО «Приборский государственный колледж»
Социально-экономическая и политическая
ситуация Республики Беларусь требует необходимости изменения приоритетов в
образовательном процессе, выдвигая на первый план не просто традиционную задачу
повышения качества образования, но и требует особых педагогических усилий от
учебного заведения в решении проблемы адаптации выпускника в окружающем
социуме.
Ежегодно
специализированные и обычные общеобразовательные школы заканчивают более 5
тысяч подростков с нарушением умственного и физического развития, и большинство
из них нуждаются в профессиональном обучении с предоставлением специальных
образовательных услуг.
УО «Приборский государственный колледж» на
протяжении 18 лет ведет подготовку специалистов из числа детей-инвалидов и лиц
с особенностями физического развития. В колледже накоплен богатый опыт по обучению и подготовке
учащихся с различными нарушениями. Преподавателями и мастерами
производственного обучения разработаны собственные (авторские) методики.
Большинство педагогов имеют большой стаж работы с детьми ОПФР. Они выбирают
оптимальные формы, методы и приемы деятельности, варьируя их в зависимости от
группы учащихся, строят обучение в соответствии с индивидуальными возможностями
детей, не допуская их переутомления и перегрузок. Педагоги грамотно сочетают
обучение, воспитание и коррекцию личности, повышают уровень самостоятельности
ребят: учат распределять бюджет, помогают в приобретении одежды и других вещей.
Все это позволяет добиваться позитивных результатов, а именно большая половина
учащихся обучаются на 6-10 баллов.
Открытие таких групп было определено
общегосударственной проблемой реформирования образовательных стандартов
профессионального образования лиц с ОПФР через обеспечение связи и взаимодействия
системы занятости, профессионального образования и удовлетворения потребности
молодежи в непрерывном образовании. Для обеспечения их качественной
профессиональной подготовки требуются дополнительные меры педагогической,
организационной и социальной поддержки.
Обучение в УО «Приборский
государственный колледж» с ОПФР осуществляется по
экспериментальной модели учебного плана (утвержденной Министерством образования
Республики Беларусь от 28.07.2001г.)
Содержательная структура учебного процесса
позволяет преодолеть последствия социальной депривации, облегчить процесс
вхождения лиц с ограниченными возможностями в систему социальных отношений,
оздоровить и физически развить учащихся, формировать навыки здорового образа
жизни, формировать психологическую готовность к самостоятельной жизни. Занятия
проходят в уютных, оснащенных кабинетах теоретического обучения, лабораториях,
производственных мастерских, практика – на предприятиях города Гомеля и
Гомельской области.
Социально-психологическая служба колледжа
оказывает поддержку учащимся с ОПФР в решении личных проблем, осуществляет
социально-педагогическое сопровождение при их обращении в организации и
учреждения социальной сферы, проводит консультативную работу с детьми-сиротами
по вопросам пенсионного обеспечения, льгот, жилья и быта.
Психолого-педагогической службой
колледжа разработаны методические рекомендации по работе с учащимися с ОПФР:
— «Специфика
работы с учащимися с ОПФР в адаптационный период»;
— «Формирование
коллектива группы в адаптационный период»;
—
«Особенности процесса обучения учащихся с ОПФР: основные этапы развития
учащегося с ОПФР, взаимосвязь между обучением и развитием учащегося с ОПФР».
Накоплен большой опыт по
взаимодействию с родителями и педагогическими работниками колледжа по
повышению уровня педагогической культуры в воспитании и обучении лиц с ОПФР. Разработаны методические материалы по
системе работы педагога с учащимися, имеющими трудности в обучении;
профессиональные умения педагога в работе с родителями, воспитывающими детей с
ОПФР, повышение уровня педагогической культуры родителей учащихся с ОПФР,
педагогический такт родителей, семейные отношения и успеваемость ребенка, а
также ряд других методических материалов.
Педагогический коллектив колледжа
стремится организовать досуг учащихся так, чтобы
каждый из них нашел себе занятие по интересам. В распоряжении учащихся
спортивный зал, библиотека, работают спортивные секции, кружки. Изделия
декоративно-прикладного творчества кружковцев ежегодно участвуют в районных и
областных выставках, украшают учебные корпуса. У ребят появляется возможность
раскрыть новые грани своего творчества.
Важный этап – трудоустройство выпускников. Для эффективной профессиональной и социальной
реабилитации учащихся коллектив колледжа наладил контакты с различными
организациями и общественными объединениями. Специалисты колледжа
осуществляют патронат своих выпускников в течение двух лет после окончания
учебного заведения: изучают их трудности и проблемы в самостоятельном
жизнеустройстве, стараются своевременно оказывать им помощь, поддерживают
постоянную связь с предприятиями, где они работают. Выпускники колледжа с ОПФР
в основном трудоустраиваются по полученной профессии в соответствии с
договорами, заключенными с организациями. Вместе с тем существуют и
определенные трудности при трудоустройстве лиц с ОПФР. Проблемы возникают после
того, как выпускник приступает к работе. К сожалению не все руководители
предприятий понимают особенности поведения людей с ОПФР. Недостаточность
самоконтроля, внушаемость, слабая воля и др. особенности их характера приводят
к конфликтам, непониманию, вследствие чего некоторые теряют работу.
И все-таки самым главным результатом
работы с учащимися с ОПФР является не объём сформированных у ребёнка знаний,
умений и навыков, а сформированность у учащегося умений самостоятельно находить
эти знания, приобретать необходимые для жизни навыки и умения. Наибольшее
значение имеет уровень социализации ребёнка в обществе, его психологическое здоровье,
его позиция, как социально значимой, адаптированной к жизни в обществе
личности. Как радостно видеть, что ребёнок понял, что у него получается, что он
может и умеет, он научился доверять педагогу, ребёнок знает, что ему помогут.
Когда в коллективе сформирована команда единомышленников, готовых понять и
принять ребёнка с особенностями развития, готовых помочь ему, вот тогда можно
говорить о результативности коррекционного и образовательного процесса в
учреждении образования. Современное общество обеспечивает каждому
гражданину возможность жить полноценной жизнью. Это касается и людей с ОПФР:
они имеют полное право получить профессию и полноценно участвовать в жизни
общества. Но умелая личность еще не значит социально включенная. Мы надеемся,
что наши выпускники — дети из числа лиц с ОПФР – получат помощь и поддержку со
стороны общества на всех этапах своей жизнедеятельности.